Разбор структуры компонента, зачем нужны assets, core и \_build

Все приличные дополнения в MODX распространяются транспортными пакетами - это такие zip файлы с определенной структурой.

При установке они могут совершать различные действия: создавать таблицы, менять системные настройки, копировать файлы и т.п.

Писать транспортный пакет с нуля очень долго, муторно и чревато ошибками. Гораздо лучше использовать проверенную заготовку modExtra - именно с её помощью написаны почти все мои дополнения.

Поэтому, сегодня нам нужно скачать modExtra из репозитория и разобрать структуру будущего компонента: зачем там так много файлов и директорий?

Конечно, мы разберемся и со сборщиком пакета - как он работает и конфигурируется.

Загружаем modExtra

Заготовка живет в репозитории на GitHub, поэтому самый простой способ - взять и клонировать её к вам на компьютер.

Для этого есть как минимум 2 способа:

  • Если вы не знакомы с Git, или он еще не установлен у вас на компьютере - просто скачиваем и распаковываем архив с файлами

  • Если Git у вас уже установлен - клонируем репозиторий:

git clone https://github.com/bezumkin/modExtra.git
и удаляем из него директорию ./modExtra/.git - она нам не нужна.

Теперь нужно перенести файлы и директории в наш проект. Он располагается у вас на компьютере (на прошлом уроке мы указали к нему путь), поэтому файлы можно просто копировать через проводник. PhpStorm сам увидит и проиндексирует изменения.

Должно получиться вот так:

test.php можно смело удалить.

Структура компонента

Обычный пакет состоит из 3х директорий:

  • _build - скрипты для сборки компонента в транспортный пакет

  • assets - файлы, которые должны быть доступны снаружи, из интернет

  • core - файлы, которые нужны для внутренней логики компонента

  • README.md - файл с общим описанием компонента, нужен для будущего репозитория на GitHub

  • rename_it.php - новый скрипт переименования заготовки на php

  • rename_it.sh - старый скрипт переименования заготовки на perl

Директория core

Самая важная директория компонента - здесь хранится вся логика его работы.

Эта директория должна копироваться на рабочий сайт, поэтому выглядит так:


- core
-- components
--- имя_компонента
---- здесь уже всё нужное

То есть, структура директорий такова, чтобы скопироваться в нужное место /core сайта.

Основные директории:

  • controllers - файлы для подготовки страниц админки. Загружают нужные скрипты и стили.

  • docs - история изменений, инструкция и лицензия. Эти файлы участвуют в описании пакета.

  • elements - устанавливаемые чанки, сниппеты и прочие возможные наследники modElement

  • lexicon - словари компонента, обычно только en и ru

  • model - директория с объектами компонента и моделями таблиц для баз данных, обычно только для MySql. Здесь же находится и сновной рабочий класс компонента.

  • processors - файлы, выполняющие какую-то одну небольшую функцию. Служат, как правило, для обработки запросов от админки.

Обратите внимание, что к файлам, которые лежат в этой директории, нельзя обращаться снаружи. То есть, здесь нельзя хранить какие-то скрипты, к которым вы хотите обратиться из браузера.

Это - файлы ядра, и в MODX директорию core можно вынести вообще за пределы сайта, или даже использовать одну core для нескольких установок.

Если вам нужно что-то открывать из браузера - для этого есть assets.

Директория assets

Директория, доступная из браузера для запросов. Здесь хранятся файлы *.js, *.css и php-коннекторы для запросов их админки.

По умолчанию коннектор всего один, именно к нему будут обращаться страницы админки для выполнения каки-то задач.

Особо рассказывать здесь нечего, все и так понятно.

Директория _build

Наверное, самая интересная часть modExtra. В отличии от стандартных скриптов сборки MODX, в modExtra все очень гибко настраивается.

Конфигурация

Это служебная директория, её не будет в конечном пакете, ведь это именно её скрипты и собирают пакет.

  • data - список сниппетов, чанков и других modElement, которые будут установлены

  • includes - вспомогательные функции для работы сборщика

  • properties - список свойств сниппетов. Базовове имя файла должно совпадать с таковым у сниппета.

  • resolvers - вспомогательные скрипты, запускающиеся на конечном сайте при установке пакета

В корне сборщика лежат особые файлики.

Файл сборки - build.transport.php. Он подключает конфиг build.config.php, в котором хранятся настройки:

  • Имя компонента

  • Версия

  • Нужно ли сразу устанавливать компонент, при сборке?

  • Определение рабочих директорий

  • Настройка устанавливаемых объектов

Про объекты нужно рассказать подробнее. В MODX Revolution почти всё является объектом: и чанки и сниппеты и шаблоны.

У объектов есть различные свойства, для работы в MODX. Но во время установки пакета, нас интересуют не свойства этих объектов, а как их устанавливать и обновлять.

Поэтому транспортный пакет, по сути, это другой специальный объект - modTransportVehicle и у него есть свойства, описывающие как установить все чанки, сниппеты и шаблоны пакета.

По идее, в скрипте установки (build.transport.php) должно быть прописано поведение всех устанавливаемых объектов:

  • Катеогория, к которой относится объект

  • Его первичный ключ, чтобы определить дубликаты?

  • Что делать, если такой ключ уже существует: перезаписывать или нет? (обновлять чанки и сниппеты?)

  • Свойства дочерних объектов (если есть)

Выглядит всё это довольно сложно и на самом деле - так есть.

Поэтому я переписал скрипты установки таким образом, чтобы все основные настройки были вынесены в build.config.php и алгоритм работы теперь следующий:

  1. Не нужно залезать в build.transport.php вообще

  2. Нужно ли упаковывать объект указывается объявлением константы BUILD_имяобъекта_UPDATE

  3. Обновление объекта указывается в BUILD_имяобъекта_UPDATE

  4. Статичность объекта указывается в BUILD_имяобъекта_STATIC

  5. Скрипты, которые будут выполнены при установке пакета (ресолверы) указываются в массиве $BUILD_RESOLVERS

Таким образом, всю работа по конфигурированию пакета и по добавлению удалениею можно разбить на 4 этапа:

  1. Добавляем нужные объекты в _builв/data/transport.типобъекта.php (про это чуть ниже)

  2. Указываем, как их устанавливать в конфиге

  3. Добавляем ресолверы в _build/resolvers/resolve.любоеимя.php

  4. Указываем, имя ресолвера в конфиге

Очевидно, что при такой структуре сборщика, нам будет очень просто включать (или исключать) разные объекты в пакет.

Устанавливаемые объекты

Собственно, это и есть наши чанки, сниппеты и т.д.

Файлы с объектами у меня состоят из массива и цикла, который разбирает этот массив и возвращает уже готовые объекты.

Логика тут простая: в массиве уникальные значения объекта, а в цикле добавляются значения по умолчанию + настройки статичности элементов из конфига.

Таким образом, вот стандартный массив с одним чанков для modExtra:

$tmp = array(
    'tpl.modExtra.item' => array(
        'file' => 'item',	// Имя файла в /core/components/имя/chunks/
        'description' => '',	// Описание - будет видно в соотв. поле в админке
    ),
);

Схожим образом добавляются и другие объекты.

Если вы хоть немного знакомы с php - вопросов не будет, просто поглядите исходники.

У всех элементов MODX можно прописывать параметры - они будут видны на соответствующей вкладке при просмотре элемента.

Правило хорошего тона: всегда прописывать параметры сниппетам, для остальных они не особо нужны.

Скрипт сборки ищет параметры для сниппетов в директории _build/properties/. Файлы там устроены по тому же принципу - массив с уникльными значениями, и цикл со значениями по умолчанию.

Вспомогательные скрипты (ресолверы)

Это такие специальные файлики, которые выполняются при различных действиях с пакетом: установке, обновлении и удалении.

Файлы-ресолверы лежат в _build/resolvers/ и выглядят примерно так:

if ($object->xpdo) {
    /* @var modX $modx */
    $modx =& $object->xpdo;

    switch ($options[xPDOTransport::PACKAGE_ACTION]) {
        case xPDOTransport::ACTION_INSTALL:
            // Действия при первой установке пакета
            break;

        case xPDOTransport::ACTION_UPGRADE:
            // Действия при обновлении пакета
            break;

        case xPDOTransport::ACTION_UNINSTALL:
            // Что делать при удалении пакета
            break;
    }
}
return true;

Здесь можно делать что угодно с системой, на которую устанавливается пакет, даже удалить весь сайт - ведь вам доступен класс modX.

Напоминаю, что активные ресолверы для сборки указывается в $BUILD_RESOLVERS.

Заключение

Возможно, что-то будет непонятно по работе сборщика, но мы еще с ним поразбираемся, когда будем упаковывать готовый код.

Главное помните, что есть универсальный набор скриптов, который соберет нам в транспортный пакет всё, что захотим.

На следующем уроке мы выгрузим modExtra на сервер, переименуем в Sendex, немного изменим, соберем в пакет и установим.

← Предыдущая заметка
Настраиваем рабочее место: MODXCloud + PhpStorm
Следующая заметка →
Основы Git и первый коммит компонента на Github
Комментарии (4)
Алексей Карташов
11.11.2013 08:16

Хорошо расписал - у народа даже вопросов не возникло, что аж никто комментариев не пишет :)

Олег ТрубинОлег Трубин
11.11.2013 10:00

Я думаю, в этих вводных, по сути уроках, всё понятно. Да и Василий действительно старается)) подробно пишет. Дальше вопросы наверняка появятся.

ershov.ilyaИлья Ершов
11.11.2013 16:58

Я пипец в предвкушении ^^

Сразу хочу обозначить огромную просьбу: разобрать ситуацию с модификацией таблиц БД, ранее установленного пакета, то есть конкретно xPDOTransport::ACTION_UPGRADE

Потому что по старым мануалам когда разбирался (с пакетом Doodles на хабре, там впервые Василия и увидал) так и застопорился в своих экспериментах именно на этом моменте.

И только сейчас благодаря этой статье, хоть какое-то понимание стало появляться.

bezumkinВасилий Наумкин
11.11.2013 17:21

Окей, постараюсь не забыть на уроке про написание схемы.

bezumkin
Василий Наумкин
09.04.2024 01:45
Ошибка 500 Это не похоже на ошибку Nginx, это скорее всего ошибка PHP - надо смотреть его логи. Во...
futuris
Futuris
04.04.2024 05:56
Я просто немного запутался. Когда в абзаце "Vesp/Core" ты пишешь про "новый trait Fil...
bezumkin
Василий Наумкин
20.03.2024 18:21
Volledig!
Андрей
14.03.2024 10:47
Василий! Как всегда очень круто! Моё почтение!
russelgal
russel gal
09.03.2024 17:17
А этот стоило написать хотя бы затем, чтобы получить комментарий от юзера, который ничего не писал ...
inetlover
Александр Наумов
27.01.2024 00:06
Василий, спасибо! Извини, тупанул.
bezumkin
Василий Наумкин
22.01.2024 04:43
Давай-давай!
bezumkin
Василий Наумкин
24.12.2023 11:26
Спасибо!
bezumkin
Василий Наумкин
27.11.2023 02:43
Ура!
bezumkin
Василий Наумкин
25.11.2023 08:30
Vesp тянет 2 зависимости: vesp-frontent для фронта и vesp-core для бэкенда. Их можно обновлять, но э...